Организация учебной и научно-исследовательской деятельности в рамках профориентационной работы
Тип представленной образовательной практики - педагогическая практика.
Направление представленной практики - Современные образовательные технологии для достижения образовательных результатов
Реализаторы практики:
Стаброва Олеся Николаевна - учитель биологии, руководитель центра ТОЧКА РОСТА;
Лесовский Николай Николаевич - учитель физики;
Новинская Елена Алексеевна - учитель физики;
Авдеева Оксана Сергеевна - учитель химии.
Научный руководитель практики:
Логинов Иван Александрович, кандидат физико-матеиатических наук, заведующий кафедрой методики преподавания дисциплин естественно-научного цикла и предметной области "Технология".
Описание практики
Одной из важнейших социально-экономических задач образовательной политики Российской Федерации является подготовка кадров, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда, развитие экономики нашей страны. Школьная профессиональная ориентация становится все более актуально и должна обеспечивать эффективное самоопределение для школьников всех возрастов. Актуальными и востребованными являются естественнонаучный и технологический профили, так как стране нужны врачи, инженеры и специалисты с военными специальностями. Изучение биологии, химии, физики в старших классах на углубленном уровне должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению образования в медицинских вузах, вузах с технологической направленностью и организациях среднего профессионального образования в этих же направлениях.
Данная практика разработана и реализуется в средней школе ЗАТО п.Солнечный (ранее Ужур-4) — поселок городского типа в Красноярском красе , имеет статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Образован в 1965 году, как военный городок ракетчиков.
На территории находится войсковая часть 32441 (Краснознаменная 62 дивизия РВСН). С 14 июля 1992 года поселок приобрел статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). 26 мая 2005 года посёлок наделён статусом городского округа.
Помимо обычных классов, здесь созданы военно-патриотические, медицинский и полицейский. Начиная с 7 класса, обучающиеся и родители могут выбрать профильное направление с углубленным изучением отдельных предметов, таких как математика и физика, биология и химия, что способствует правильному осознанному выбору ребенка уже в средней школе.
С целью эффективного самоопределения учащихся педагоги нашей школы внедряют инновационные подходы. Проведение урочных и внеурочных мероприятий естественно- научной и технологической направленностей создает условия для глубокого понимания учащимися изучаемого материала.
Каждое занятие имеет четкую образовательную цель и включает в себя элементы активного обучения, что способствует повышению интереса к предметам. Разработанные педагогами программы включают в себя мастер-классы, проекты и научные конференции, где ученики становятся настоящими исследователями. Использование традиционного и цифрового оборудования центра «Точка роста» для проведения опытов и исследований позволяет учащимся не только осваивать теоретические основы, но и приобретать практические навыки работы с современными технологиями.
Такой подход не только развивает у детей научное мышление, но и формирует уверенность в своих силах, что играет ключевую роль в их самоопределении и будущей профессиональной ориентации.
При выборе будущей профессии ученики сталкиваются с рядом важных вопросов, которые могут существенно повлиять на их дальнейшую жизнь. Прежде всего, необходимо определить, какой класс с углубленным изучением конкретного предмета будет наиболее подходящим; это станет основой для успешного освоения профильных дисциплин. Далее, стоит задуматься о том, какой предмет сдавать на ЕГЭ, поскольку это не только открывает двери в высшие учебные заведения, но и определяет направление будущей карьерной тропы.
Практика опирается на результаты проекта реализованного в нашей образовательной в 2020 году— тестирования для десятиклассников, которые планируют углубленно изучать физику, биологию и химию. Тестирование стало не просто формальностью, а окном в их внутренний мир.
На протяжении фиксированного времени ребята отвечая на вопросы, делятся мыслями о сложностях изучаемых тем и методах преподавания. По окончании тестирования результаты говорят сами за себя: большинство учащихся видят в выбранном профиле путь к успешной сдаче ЕГЭ и возможности поступления в престижные ВУЗы, в большинстве случаев - это военные учебные заведения и медицинские ВУЗы. Предпосылкой к такому выбору становятся территориальные особенности проживания обучающихся. Этот проект не только открывает горизонты знания, но и дарит надежду на будущее, полное возможностей для тех, кто с головой погружается в мир науки. Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что в основном ребята боятся не набрать необходимое количество баллов для поступления в планируемый ВУЗ, что в свою очередь влияет на выбор ВУЗа и специальности, которая не отвечает внутреннему самоопределению.
С другой стороны, именно эта тревога зачастую помогает им сосредоточиться, преодолевая собственные сомнения и трудности. Задача педагогов помочь ребятам выбрать правильный маршрут.
Цель данной практики - формирование исследовательских навыков обучающихся, для более качественного освоения учебного содержания и успешного поступления в военные и медицинские ВУЗы.
Задачи практики:
- освоение и применение современного оборудования на базе центра Точка роста в практикумах, выполнение лабораторных работ, подготовка исследовательских проектов;
- внедрение исследовательского подхода к обучению в освоение учебного содержания для успешной сдачи ГИА;
- подбор учебного содержания, которое способствует поддержанию самоопределения обучающихся поступающих в ВУЗы с инженерно-технологической направленностью, в том числе в медицинские и военные ВУЗы
- организация участия обучающихся в интеллектуальных состязаниях.
Современное учебное оборудование, поставляемое в центр «Точка роста» открывает новые горизонты для исследования и практического освоения знаний. Используя цифровые лаборатории с наборами датчиков, обучающиеся могут не только наблюдать, но и анализировать данные в реальном времени, что значительно углубляет их понимание предмета.
Внедрение исследовательского подхода, основанного на экспериментальных данных, помогает обучающимся формировать собственные выводы и обобщения. Это не только усиливает их мотивацию, но и развивает навыки самостоятельного научного поиска, что жизненно важно в условиях быстроменяющегося мира. Эксперимент становится основой для глубокого понимания сложных химических и биологических процессов.
Программы профессионального самоопределения играют ключевую роль в формировании интереса к новым технологиям. Занятия разработанные педагогами помогают учащимся увидеть практическое применение знаний, развивая не только теоретическую базу, но и практические навыки, что, в свою очередь, способствует их будущей профессиональной деятельности.
Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) через которые реализуется практика:
- исследовательский подход;
- технология развивающего обучения;
- проблемное обучение;
- игровые технологии;
- технологии на основе личностной ориентации;
- технология схемных и знаковых моделей;
- метод проектов.
Можно заметить положительную динамику в следующих показателях:
- прослеживается преемственность при выборе предмета для сдачи на ОГЭ и ЕГЭ, ежегодно количество сдающих предмет среди ребят выбравших предмет в 9 классе, так же выбирают его и в 11 классе, причем динамика положительная.
- Так же в положительной динамике и изменяется % качества результатов ОГЭ и ЕГЭ