Функциональная грамотность как условие повышения
качества образования
Тип представленной образовательной практики - педагогическая практика.
Направление представленной практики - Современные образовательные технологии для достижения
образовательных результатов
Реализаторы практики:
Нагорнюк Е.Н.,учитель биологии,
Стаброва О.Н., учитель биологии и финансовой грамотности,
Новинская Е.А.,учитель физики,
Лобачева Е.В.,учитель математики,
Ананьина Т.А., учитель русского языка и литературы,
Кочетенко В.В.,учитель английского языка,
Ярлыкова О.Г., учитель иностранного языка.
Описание практики
Приоритетной целью государственной образовательной политики является вхождение Российской Федерации в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Одним из направлений выступает формирование в системе общего образования функциональной грамотности обучающихся. Одно из наиболее распространённых определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.
ФГОС-2021 подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников. В 2021-2022 учебном году МКОУ "СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный" принимала участие в подготовке обучающихся восьмых-десятых классов к международному исследованию PISA. В феврале-марте обучающиеся прошли входное тестирование. Проанализировав которое, педагоги школы выявили дефициты знаний и умений обучающихся и составили план работы, объединившись в группы по грамотностям: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, креативное мышление. На всех этапах работы осуществлялись адресное методическое сопровождение, наставничество КИПК и курсовая подготовка педагогов.
В марте 2022 года педагоги Нагорнюк Е.Н. и Ананьина Т.А. провели открытые уроки, которые посетили Тяглова Елена Григорьевна, заместитель проректора КИПК, региональный куратор PISА Смирнова Наталья Евгеньевна. Ярлыкова О.Г. и Кочетенко В.В. приняли активное участие в работе сетевого методического объединения учителей иностранного языка Красноярского края по направлению "Профпроба: апробация креативных заданий на уроках английского языка" - работа. позволяющая учиться и транслировать свой опыт. Педагоги школы представили опыт работы по формированию функциональной грамотности на муниципальной практической конференции в посёлке Приреченск Ужурского района.
Стаброва О.Н. выступила на Краевом вебинаре для ответственных за Финансовую грамотность в муниципалитетах края с темой "Работа с электронным банком заданий по Финансовой грамотности ". Ежегодно учащиеся нашей школы совместно с педагогами принимают участие в Краевом семейном финансовом фестивале. Фестиваль представляет собой образовательное мероприятие с тематическими площадками для разных возрастных и социальных групп: детей, подростков, родителей, педагогов, людей среднего и старшего возраста.Целью Фестиваля является просвещение жителей края в области финансовой грамотности, в том числе по вопросам разумного управления личными и семейными финансами, повышения благосостояния. В 2022 году наша школа вошла в топ лучших соорганизаторов Краевого семейного фестиваля.
25.10.22 года на базе МКОУ "СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный" был организован День открытых дверей, посвященный теме "Формирование функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации государственных образовательных стандартов". Вниманию гостей мероприятий были представлены открытые уроки, мастер-классы и внеурочные занятия, педагоги и родители оставили положительные отзывы, ознакомиться с которыми можно на сайте школы.. Мероприятие посетила и положительно оценила депутат Законодательного собрания Красноярского края Оськина Вера Егоровна.
В 2022-2023 учебном году разработаны программы и введены внеурочные занятия с 5 по 9 классы по естественно-научной, читательской, математической и финансовой грамотностям, а также введен модуль "Креативное мышление" в учебный план в 8-х классах. В десятых классах были изменены КИМы входного тестирования и первой промежуточной аттестации по литературе, сейчас это проверка сформированности читательской грамотности.
Новинская Е.А. поделилась своим опытом, опубликовав разработку урока, по теме "Расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении" во всероссийском педагогическом издании "Учительский журнал",на ресурсе информационно-образовательного портала Образовательный Фонд «Эверест». Группой учителей было разработано и реализовано «Интеллектуальное многоборье» по функциональной грамотности для обучающихся 9 классов.